Зародившийся в конце 17 - в начале 18 столетия, стиль барокко стал одним из торжественных, пышных и отождествляющихся с величественностью стилей и в архитектуре, и в искусстве в целом. Надо сказать, что отличающиеся поистине царственностью великолепия, динамичностью, изумительной красотой фресок, а также резьбой дизайн интерьеров поражает воображение и сегодня.


Одним из основателей стиля считают Микеланджело, выделившего основной, образующий весь стиль, барочный элемент, а именно — пластику стены. Главными, бросающимися в глаза чертами интерьера в барочном стиле являются, как говорилось выше, торжественность и пышность. В доме, интерьер которого выполнен в этом стиле, в первую очередь, ослепляет красота вестибюля: роскошнейшая лестница, ведущая на второй этаж, прекрасная потолочная роспись, и обязательно яркость освещения. В стиле барокко является характерным визуальное расширение жилого пространства, для создания которого мастера того времени пользовались такими средствами, как установка зеркал на стены, оформление потолков в виде небесного пространства с невесомыми облаками и фигурками легкомысленных херувимчиков, прелестных амурчиков, поражающих своими стрелами любви в самое сердце. Обычно в самом центре потолочной поверхности размещался главный плафон, оснащенный большой композицией со многими фигурами, при этом его обрамлял лепной бордюр.

 

Гостиная в стиле барокко




Вообще название стиля с итальянского переводится как «причудливый». Интересно то, что название этому стилю дали его антагонисты-классики, среди которых формы барокко были неприемлемы, поскольку делали помещение схожим с причудливой и достаточно вычурной раковиной, полученной в результате прихоти своенравной природы. Элементы, взятые за основу в стиле барокко, известны еще с античных времен. Главное отличие стиля – увеличенная динамичность создаваемых форм, а, следовательно, хаотичный ритм кривизны линий и очертаний и линий. Пышность, порой даже помпезность форм этого стиля нашли широкое использование в строительстве культовых сооружений: это архитектура и создание монастырских и храмовых интерьеров.


Этот вычурный стиль сильно полюбился иезуитам, поэтому неудивительно, что барокко могут именовать иезуитским стилем. Теперь вместо средневекового мистического и всепоглощающего благоговения церковь пытается повлиять на снова завоеванную армию верующих различными средствами подлинного искусства, которые поражают человеческое воображение. К обширному арсеналу используемых средств причисляют цвета, освещение, пафос красноречия, и обязательно музыку. Отметим, что именно стиль сильными мира того времени барокко применялся в качестве средства самовосхваления перед негативно настроенными и довольно беспокойными народными массами. Этим и объясняется тяготение ко всему роскошному и чрезмерному, к повышенным интонациям, к нагромождению различных форм, которое зачастую портило общее впечатление.


Парадные дворцовые покои того времени создавались по правилам так называемой ордерной архитектуры, но у деталей более динамичный рисунок и при этом более мелкий. Стены затягивались дорогостоящими тканями, тогда как потолки за счет иллюзии перспективности эффектов покрывающих их росписей представляли взору бесконечные просторы неба с плывущими по нему розовыми облаками. Вся торжественность этого декора, переходящая из одного зала в другой, призвана прославлять богатство, роскошь и, конечно, власть. На смену плавности геометрических линий Ренессанса пришли динамичность окружностей и овалов, спирали, и другие сложные, а порой и вовсе запутанные силуэты. Например, гладкая поверхность, характеризующая окружающие предметы, соседствует с различными выпукло-вогнутостями, разламывающимися и искривленными линиями.


В эту эпоху возникла очень интересная техника отделки мебели, при которой для формирования выгнутых поверхностей и создания деревянного мозаичного набора склеивали между собой фанерные кусочки. Во время такой процедуры неизменно возникали шероховатости и неровности, которые шлифовали и тщательно покрывали лаком. Вот откуда наблюдается обилие лаковых изделий в мебели этого стиля. В эпоху Барокко у всевозможных архитектурных форм практически отсутствует строгость и последовательность.


Надо сказать, что зачастую тяготение к свободному образованию форм приводило к тому, что мастера полностью исключали специфику материала. Это стало результатом появления изогнутости поверхностей мебели, крученым силуэтам колонн, роскошному профилированию карнизов. В качестве мотивов композиций декора в виде мозаики и резьбы пользовались картушами и щитами, причудливым образом извивающимися веночками и стеблями. При изготовлении мебели дуб заменяли орехом, который больше пригоден для резьбы и полировки. В солнечной Италии и сегодня мебель предпочитают лакировать и ярко расписывать, используя в процессе декора инкрустацию сделанными из зеркал пластинами и позолоту.